САФАРИ — это не охота!

сафари - это не охота, джип в саванне на закате

Когда-то охота была для человечества единственным способом выживания. Нужно было добывать еду и защищаться от диких зверей, чтобы тоже не стать пищей.

К 19 веку охота превратилась в развлечение для богатых. В традицию, от которой якобы невозможно отказаться.

В Англии охоту на лис отменили совсем недавно. Это была такая аристократическая забава — огромной толпой людей на лошадях и с сотней собак загонять несчастную лису. 

В России у дворян в чести тоже была псовая охота. Охотились на волков, лис и медведей. Мясо этих животных несъедобно. Из них делали чучела, чтобы потом хвастаться перед гостями.

Но людям ведь всегда не хватает экстрима и экзотики. Когда Британия, Франция и Германия начали колонизировать Африку, началось истребление животных. Слонов убивали ради бивней. Носорогов, львов и даже жирафов — ради фотографии или шкуры перед камином.

Так в конце 19-го века в европейских языках появился термин «сафари».

Что такое сафари

В переводе с языка суахили, который является наиболее распространенным в Африке, сафари означает путешествие. Изначально это было связано с тем, что племенам чтобы найти себе пропитание и добыть куски мяса, приходилось уходить в лес и степи достаточно далеко. Поэтому они и называли это занятие путешествием, которое обязательно предполагало охоту или нахождение трофеев умерших животных.

С приходом европейских колонизаторов этим словом сначала стали называть охотничьи поездки в Восточной Африке. Затем термин распространился и по всему континенту.

Как охотились племена

Африканские племена охотились изначально ради выживания. Убитый зверь считался жертвенным. По большей части убивали крупных животных – слонов, носорогов, бегемотов, буйволов. Мяса могло хватить на 3-6 месяцев.

При этом важная деталь такой охоты – это бережное отношение к природе и к животным. Охотники не только выслеживают, но и выбирают животных. Убивают только самцов и старшего возраста.

Сейчас такие племена также существуют в Африке. К примеру, в национальном парке Thanda Safari в Южной Африке живет племя ама зулу или «дети неба». Им позволено охотиться на животных этого заповедника, в отличие от всех посетителей парка, для которых убийство животных строго запрещено.

В Танзании тоже еще существуют подобные племена. При этом все они выходят на охоту с теми же орудиями, что и несколько тысяч лет назад – с копьями, камнями и топорами.

сафари не охота: первые английские охотники в Африке

Как началось развитие сафари

Первыми в дальние страны на охоту стали ездить англичане в конце XVIII и XIX веке. За экологией в европейских странах не следили, и охота на небольшой площади Великобритании привела к существенному снижению популяции диких зверей. Тогда еще не было плановой охоты и специальных охотничьих угодий, где егеря следили за естественным воспроизведением животных.

Владение другими территориями, захват новых территорий и их колонизация привели англичан к мысли, что выгоднее будет использовать ресурсы животного мира захваченных земель. Слоновая кость, рога носорога, шкуры леопардов и гепардов приносили хороший доход. Среди богатых вошли в моду изделия из крокодильей кожи и страусиных перьев. Охотничьи поездки стали практиковаться в Индии и Африке. Однако в Индии они не снискали большую популярность из-за противодействия местного населения.

В Африке, наоборот, местные племена, которые издревле кормились охотой с энтузиазмом помогали колонизаторам в их увлечении. При этом аборигенам зачастую доставалась часть мяса убитых животных. Поэтому местные жители активно выступали проводниками и помощниками в колонизаторских путешествиях по Африке.

Истребление животных во время моды на сафари

Во время популярности трофейных сафари в Африке за численностью животных и изменениями их популяции никто не следил. Среди аборигенов по понятным причинам не было специальных служб. Более того, считалось неприличным, если белых охотников сопровождают другие белые сотрудники полиции или егеря. Большинство охотников выезжало на сафари лишь в сопровождении аборигенов, в обязанность которых входило только показывать дорогу к местам проживания животных.

Лишь при экс-президенте США Теодоре Рузвельте сопровождающими стали белые люди. В начале XX века он практически ввел моду на сафари-охоту, как на вид развлечения и отдыха. Он провел несколько охотничьих экспедиций, которые широко освещались в прессе.

Рузвельт же первый поднял вопрос о браконьерстве и строгом отслеживании количества убитых животных. Несмотря на свою экологическую деятельность, только он один убил более 11 000 животных, включая африканских слонов и белых носорогов…

Другие многочисленные любители охоты также могли похвастаться многотысячными трофеями. Причем в большинстве случаев с собой охотники забирали лишь наиболее массивные бивни слонов, часть костей животных и некоторые шкуры. Остальное хорошо если доставалось аборигенам. А часто изуродованные трупы зверей были просто брошены в степи или в лесу.

Такие виды как слоны, белые носороги, антилопы и даже львы оказались на грани исчезновения.

Сафари - это не охота: чернокожие проводники у белых охотников

Появление национальных парков

С обретением независимости во многих странах стали задумываться о сохранении природных ресурсов, а также об их коммерциализации. Пальма первенства здесь принадлежит ЮАР. Там в 1931 году был создан парк Эддо. Именно в этой стране впервые запретили бесконтрольный отстрел диких животных. После к ЮАР присоединилась Кения,а затем и другие страны. В них также был введен запрет на отстрел диких животных в заповедниках.

Вместе с тем государства стали развивать туристический бизнес. И путешествия в Африку с познавательной целью стали популярными. Сейчас во многих частях Африки существуют национальные парки. В Танзании их шестнадцать. Они занимают площадь более 42 тысяч квадратных километров.

Во всех парках ведется охота на животных только с помощью фотоаппарата. При этом можно арендовать фототехнику или пройти специальные краткие курсы по фото дикой природы и диких животных.

Специальные сотрудники парков регулярно следят за численностью, повадками и перемещениями диких животных.

Об охоте в Танзании

Охота строго запрещена в национальных парках Танзании, и разрешена только в специально отведенных охотничьих резерватах. Государство наказывает за нелегальную охоту и даже за случайно сбитое животное, переходящее дорогу. Охотиться разрешено только племенам, которые до сегодняшнего дня сохранили свой древний уклад жизни, и этим кормят свои семьи.

За убийство животных (крупных и мелких млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий) предусмотрены наказания — лишение свободы от минимум пяти до десяти лет и штраф до 2 миллионов танзанийских шиллингов (около 870 долларов США).

Наказания за убийство животных в национальных парках Танзании в скором времени будут пересматриваться в сторону ужесточения.

сафари - это не охота: убитый носорог

Государственные сборы Танзании за охоту на животных в специально отведенных местах

  • саванный бабуин — $250
  • пестрая лесная антилопа — $1200
  • зебра — $1900
  • антилопа канна — $2950
  • африканский буйвол — первый $3200,
  • второй (если вам показалось мало, и крайне нужно еще) — $3800
  • крокодил, бегемот — $4500
  • леопард — $6900
  • лев — $16500
  • слон — $33000

В эти расценки не входят затраты на трофейные сборы, лицензию на охоту, оплату сопровождающим рейнджерам, аренду какого-никакого жилья. Также придется заплатить за разрешение на винтовку, прокат оружия и доставку трофеев.

Охотник тратит от 14 000 до 20 000 и более долларов в охотничьих экспедициях (10-21 дней). И ради чего? Убийства невинных животных?

Трофейную охоту часто оправдывают регуляцией численности и вкладом в природоохрану. Ведь лицензия и сама охота стоят десятки тысяч долларов. Мол, убивают пять слонов, а на эти деньги содержат тысячи животных. Но с точки зрения морали да и просто здравого смысла, уничтожение животного не ради пропитания, а ради развлечения — это убийство. Причем в его худшем проявлении, потому что звери не могут даже защищаться.

А фотографирование с окровавленным трупом животного или развешивание мертвых голов по стенам в современном мире можно оправдать только душевной болезнью.

Сафари - это не охота: смартфон - современное средство охоты за впечатлениями
Смартфон — современное средство для охоты на сафари. Охоты за впечатлениями.

Значение слова «сафари» сегодня

Сегодня участвовать в сафари уже не означает убивать животных. Прежде всего поехать на сафари — это отправиться за новыми впечатлениями от дикой природы, любованием зверями в их естественной среде обитания. 

Приехав на сафари в Танзанию, вы получите незабываемое приключение, обогатите себя потрясающими воспоминаниями, а также невероятными фотографиями и видео.

охота - это не сафари: великая прекрасная саванна